Оздоровительный метод шести иероглифов" (лю цзы цзюэ).
Мо Вэньдань
Метод "шести иероглифов" (слогов. - Прим. ред.) известен с давних времен. Его как эффективное средство лечения различных заболеваний и продления жизни высоко ценили и конфуцианцы, и даосы, и буддисты, и медики. Он представляет собой оригинальную методику занятий цигун, основанную на произнесении про себя иероглифов-слогов, тесно связанных с тем или иным внутренним органом.
Таких слогов шесть: "сюй", "хэ", "сы", "чуй", "ху" и "си". Не без оснований мастера цигун на протяжении веков проявляли интерес к этому методу: он способствует "привлечению" ци и "прочищению" энергетических каналов, нормализации функций внутренних органов, является хорошим профилактическим и терапевтическим средством. Когда появился этот метод, точно не известно. Однако в письменном памятнике медицинской школы "О пестовании природы и продлении жизни", принадлежащем перу Тао Хунцзина и относящемся к эпохе Южной и Северной династии (IV-VI вв.), дважды упоминается метод "шести иероглифов" и описывается его терапевтическое воздействие. Исходя из этого, можно предположить, что возник он еще раньше. В большинстве источников, относящихся к более позднему периоду, описание метода встречается очень часто. Первоначально упражнения, относящиеся к этому методу, были чисто статическими и заключались в выполнении выдохов, но начиная с периода династии Мин (1368-1644 гг.) они стали сопровождаться соответствующими движениями, что подтверждается историческими документами. Например, в "Восьми письмах о следовании жизни" Гао Ляня этот метод называется "методом шести иероглифов, избавляющим от болезней и продлевающим жизнь", а выполнение выдохов через рот и вдохов через нос рекомендуется выполнять в сочетании с движениями.
В специальном труде по офтальмологии "Чудесные письма о хорошем зрении" содержится четкое указание на "динамические упражнения с ключом из шести иероглифов для продления жизни". Касались вопросов, связанных с этим методом, и известный врач эпохи Тан Сунь Сымяо в "Правилах сохранения здоровья", и врач эпохи Мин Гун Тинсянь в "Продлении жизни и сохранении изначального". До династии Сун (960-1279 гг.) метод "шести иероглифов" использовался в основном для "ослабления избыточности", а в эпоху Сун уже стал применяться и для "устранения недостаточности" ("пополнения"). Впервые об этом написал Цзоу Поань, но его труд не сохранился. На него ссылается Гун Тинсянь: "Сначала "произнесите" слог "хэ", для того чтобы удалить вредную ци из сердца. Во время "произнесения" ухо не должно слышать этого слога. Выдох со слогом "хэ" должен быть коротким, чтобы удалить мало, а вдох - длинным, чтобы вобрать много. Заканчивая вдох, опустив голову, "произнесите" слог "хэ" так, чтобы ухо его не слышало. Заканчивая выдох со слогом "хэ", поднимите голову и потихоньку наберите носом чистой ци для "пополнения" сердца. Вдох должен быть беззвучным. Выполните таким образом шесть дыхательных циклов, и вредная ци постепенно уйдет из сердца, а природная чистая ци пополнится, "изначальная ци" в сердце восстановится. Затем выполните это упражнение со слогом "ху" - для укрепления ("пополнения") селезенки; со слогом "сы" - для укрепления легких; со слогом "сюй" - для "пополнения" печени; со слогом "си" - для "пополнения" желчного пузыря; со слогом "чуй" - для "пополнения почек.
I. "Шесть иероглифов", "пять первоэлементов" и "пять внутренних органов"
Соотнесенность "шести иероглифов" и "пяти внутренних органов" применительно к дыхательным упражнениям с использованием "шести иероглифов" не была постоянной. В трактате "О пестовании природы и продлении жизни" она выглядит следующим образом: "При заболеваниях сердца в теле появляется холод и жар, они выводятся с помощью дыхательного упражнения с произнесением двух иероглифов; у больных легочными заболеваниями раздувается диафрагма, болезнь устраняется с помощью иероглифа "сюй"; при больной селезенке тело знобит, все чешется и болит, болезнь устраняется с помощью иероглифа "си"; у страдающих заболеваниями печени болят глаза, их охватывает неизбывная тоска, болезнь устраняется с помощью иероглифа "хэ". В последующем были установлены иные связи между "шестью иероглифами" и "пятью внутренними органами", которые после династии Суй (581-618 гг.) стали традиционно трактоваться в соответствии с классификацией, изложенной в книге монаха Чжи И "Способ совершенствования путем фиксированного созерцания сидя", где приводятся "правила привязки шести иероглифов к внутренним органам": "Сердце подвластно "хэ", почки подвластны "чуй", знают все мудрецы: селезенка - это "ху", а легкие - "сы". Можно с помощью "сюй" в печени жар погасить, прочистить три обогревателя можно с помощью "си"". Как показывает практика, такая классификация точнее, чем та, которая приведена в трактате "О пестовании природы и продлении жизни". Взаимосвязь "шести иероглифов", "пяти первоэлементов" и "пяти внутренних органов" отражена в таблице.
Соответствие "шести иероглифов", "пяти первоэлементов" и "пяти внутренних органов"
"Шесть иероглифов"
"Пять первоэлементов"
"Пять органов"