.Чайная церемония в чистом виде в настоящее время сохраняется в трех странах: Китае, Японии, Корее. В Китае церемония направлена на наслаждение чаем – посудой для него, его внешним видом, ароматом, вкусом, а церемонии в Японии и Корее носят, скорее, философский смысл, на познание окружающего мира и места человека в нем, чай служит не источником наслаждения, а средством погружения в особое настроение.
Китайская чайная церемония называется «гунфу ча», где «гунфу» означает «высшее искусство», а «ча» – «чай». Значение имеет все: к началу церемонии нужно приступать в особом настроении, осветленным, избавившись от бренных тягот; чайная посуда должна быть совершенной, вода – чистой, свежей и правильно приготовленной. Все составляющие церемонии сочетают в себе пять стихий – элементы мироздания, и от того, насколько гармоничны все элементы, зависит конечный результат. Чайный лист олицетворяет стихию дерева, кипяток – это вода, жаровня – огонь, чайник – символ земли, а готовящий чай человек – металл. Безусловно, на слишком сильном огне торопящийся человек хороший чай не приготовит!.. Кстати, для китайской чайной церемонии используются практически только улуны.
Идеально, если церемония проходит на природе, в специально построенном для этой цели легком чайном павильоне, под прекрасную музыку – словом, все должно настраивать на беззаботный и восторженный лад. Чайные инструменты и мебель используются самые простые и необходимые, разговоры также пристойно вести только о чае. Такая концентрация внимания на чае позволяет впасть в медитативное состояние и максимально расслабиться.
Для церемонии, помимо столика (который представляет собой порой произведение искусства, со стоками и встроенными кипятильниками), необходим чайник – всегда маленький и с невыпадающей крышкой, чтобы можно было сразу разлить весь настой; чахай – в него разливают чай перед разлитием по чашкам, чтобы крепость настоя была равномерной у всех участников церемении, и «сян бэй», чайные пары. Чайная пара представляет собой узкую (вэнсябэй) и пиалообразную (чабэй) чашечки: из вэнсябэй чай сначала нюхают и восторгаются ароматом, потом разливают настой по чабэй и снова нюхают пустые вэнсябэй, восторгаясь ароматом, который оставил после себя чай.
Кроме этих основных предметов, используется чайница для демонстрации гостям чая перед завариванием; ситечко; совочек для зачерпывания чая из чайницы, а также две палочки особого устройства – одна служит для заталкивания обратно в чайник разбухшего чая, а вторая – для прочищения носика чайника. Может еще использоваться деревянный пинцет, для того чтобы показывать гостям разваренные листья, не прекращая восторгаться их, листьев, целостностью, одинаковым размером, цветом и т.п.
На японскую чайную церемонию оказало большое влияние философско-религиозное учение даосизма, стремящееся к познанию законов бытия, космоса, единства мира. По сравнению с китайским ритуал стал, с одной стороны, гораздо более простым, а с другой, наполненным большим смыслом. Обязательные условия проведения чайной церемонии в Японии («тя-но ю») – гармония, почтительность, чистота и тишина, просветленное одиночество.
Церемония происходит со строгими требованиями этикета, ритуализированы даже темы для бесед, и для непосвященных действо похоже на малопонятный яркий спектакль. Например, когда собираются гости, хозяин выходит к ним не сразу (разве это возможно по русским обычаям?!), но это необходимо для того, что гости отдохнули и забыли о заботах. А чтобы заботы не возвращались, в чайной комнате или домике нет ничего, кроме посуды и свитка на стене с изречением, на тему которого следует беседовать.
После беседы подается угощение, а после него хозяин приглашает гостей прогуляться по саду, пока он будет готовить чай. Когда чай готов, гостей созывают ударом гонга, начинается основной этап церемонии, во время которого все участвующие неторопливо беседуют. Заканчивается церемония приготовлением нового чая, к которому подают сладости – гости подкрепляются перед дорогой.
Корейцы, так же как и японцы, считают, что главное в чае не сам чай, а возвышенное состояние человека, но в Корее чайная церемония («тадо», или «путь чая») трансформировалась в соответствии с положениями буддизма, где все в мире или «существо», или «функция». «Существо» в чайной церемонии представляет жаровня, ее ставят справа, а посуда – это «функция», ее место слева. Гостей в корейской чайной церемонии сажают лицом на запад, хозяин должен сесть лицом на восток, а еще одно место на южной стороне оставляют за императором, вдруг зайдет… Церемония также нетороплива, гости любуются цветом и ароматом напитка, после чего оценивают его вкус – сначала во рту, потом в горле, а потом наслаждаются послевкусием. Неспешное наслаждение напитком и традиционными сладостями и печеньем ведут к восстановлению душевного равновесия, гармонии с окружающим миром, познанию его красоты.
Заваривают чай по-разному: китайцы и корейцы пьют обычный чай, а японцы вкушают чай, разведенный из чайного порошка в неглубокой мисочке, и только чай, предназначенный для подготовки к уходу гостей, подается жидким. Китайцы совсем ничем не закусывают чай, чтобы не перебивать его вкус, а в церемониях других стран подают сладости.